Жители портового города Лонгирбир всегда отмечались хорошим здоровьем. Они редко болели даже суровыми зимами, когда на Шпицберген падала полярная ночь, а толстый пакетный лед на 9 месяцев изолировал остров от остального мира.
Однако каждый год в мае повторялась та же история: с открытием навигации, вскоре после того, как в порту бросал якорь первое судно, две трети населения начинало чихать и кашлять. Хотя в контакте с вновь прибывшими больными пассажирами был немного из местных. «В возникновении простуд главную роль играют вирусы, а вовсе не холод», — пришли к выводу ученые, в 1930-м году отправились на далекий архипелаг в Северном Ледовитом океане, чтобы исследовать этот феномен…
«Издевательства» сэра Эндрюса «недаром говорят: держите ноги в тепле. Это очень правильно. Потому что как только у меня промерзнут ноги, я сразу подхватываю простуду или грипп», — говорят жители этой местности и добавляют: «…наверняка знаю: если после занятий спортом я принимаю душ и с еще мокрыми волосами выхожу на улицу, особенно, когда дует холодный ветер, то все – простуда мне гарантирована…»
Большинство из нас по собственному опыту тоже может подтвердить: между заложенным носом, горлом, что дерет, и переохлаждением организма существует определенная взаимосвязь. Какой именно, и решил выяснить полвека назад Кристофер Эндрюс, главный врач Института исследования насморка в британском городе Солсбери.
Добровольцев разделили на две группы. Задача первой была простой и приятной: находиться себе в теплом уютном помещении. Остальным повезло меньше: этим бедолагам пришлось сначала простоять полчаса в коридоре в мокрых после душа купальниках. Затем им разрешили одеться, но – для большей убедительности опыта – приказали еще 2:00 проходить в мокрых носках. Когда и это время прошло, всем закапали в нос вирусы простуды. Как ни странно, количество тех, у кого, в конце концов, появились насморк и кашель, была в обеих группах одинакова.
За «издевательство» такого рода Кристофер Эндрюс даже получил от королевы титул «сэра». Потому что он один из первых смог доказать, что предполагали ученые тогда на Шпицбергене: один только холод не вызывает простуд…
Носовые платки для всей планеты Катар слизистой оболочки носа, то есть насморк – заболевание, одинаково часто встречается почти во всех регионах мира: как в жаркой Сахаре, так и в арктической Гренландии, в Буэнос-Айресе или в Улан-Баторе. Но вряд ли это только совпадение, что в зонах с очень разным климатом типичная простуда является сезонным явлением. Носовые платки обычно начинают идти в ход осенью, с ними редко расстаются зимой, особенно часто используют весной и почти не нуждаются в них во время теплого летнего солнышка – то в июне во Владивостоке, то в январе в австралийском Мельбурне…
Казалось бы: самое распространенное в мире заболевание давно должно было быть хорошо изученным. Взрослые жители Европы страдают от него в среднем от двух до четырех раз в год, дети – от шести до восьми. Существует около трехсот различных возбудителей респираторных инфекций. Чаще всего верхние дыхательные пути атакуют риновирусы. Однако их тоже насчитывается более ста, поэтому защитная система организма вовремя не распознает врагов. А в холодное время года иммунитет еще и значительно ослаблен.
«Но этим объясняется далеко не все», — рассказывает специалист университетской клиники Дюссельдорфа, терапевт Аттила Алтинер: «Совершенно непонятно например, почему я – врач, зимними месяцами ежедневно имеет дело с пациентами, которые чихают и кашляют, сам болею простудой всего один-два раза. Как и в среднем представители других профессий, не окружен таким большим количеством вирусов. При каких обстоятельствах, при каких условиях у них появляется шанс поразить нас – на эти вопросы наука до сих пор не нашли ответа…».