Сегодня в распоряжении врачей есть несколько инструментов для лечения рака. Благодаря неустанной работе исследователей, каждый день изучаются новые методы лечения лучше, чем те, которые применяются в настоящее время.
Рак возникает на разных стадиях:
- начальное, или локализованное, заболевание, при котором в одном месте присутствует только одна опухоль;
- стадия рецидива, возможная и послеоперационная, в которой болезнь рецидивирует, но всегда и только в том месте, где она впервые появилась;
- рассеянная форма, в которой злокачественные клетки выходят из первоначального органа, чтобы колонизировать другие органы даже на расстоянии (метастаз).
Опухоли крови по своей природе с самого начала широко распространены, но также отличаются на начальных стадиях минимального остаточного заболевания и рецидива.
Каждая опухоль требует разного подхода и часто разного времени лечения. В целом, чем раньше будет поставлен диагноз, тем более своевременным и эффективным может быть лечение. Однако есть и исключения. Некоторые виды рака, такие как рак яичек, хорошо реагируют на химиотерапию и могут полностью излечиться даже тогда, когда у них уже есть метастазы. Однако другие опухоли, такие как некоторые опухоли головного мозга, трудно поддаются лечению, даже если они инициализированы и локализованы.
Человек, у которого больше нет признаков или симптомов заболевания через 5 лет после окончания лечения, как правило, считается излеченным. В некоторых случаях, например, при некоторых формах рака легких или простаты, предпочтительнее подождать 10 лет, прежде чем прогноз растворится. Это не означает, что человек постоянно проходит лечение, напротив: оно часто концентрируется в первые месяцы после постановки диагноза, а затем проводятся только периодические проверки, чтобы убедиться в наличии остаточных раковых клеток или в том, что болезнь восстанавливается.
Доступные инструменты
В распоряжении медицины есть несколько инструментов для борьбы с раком. Так называемое активное наблюдение предназначено для очень медленно растущих форм рака, таких как некоторые виды рака предстательной железы: только болезнь находится под пристальным наблюдением с повторными осмотрами, без вмешательства. Только если врач заметит внезапное ускорение болезни, можно перейти к реальному лечению.
Хирургия является основным вариантом при большинстве солидных опухолей. Иногда для облегчения работы скальпеля делается попытка уменьшить размер опухоли с помощью химиотерапии или предоперационной радиотерапии.
Радиотерапия использует рентгеновские лучи для уничтожения раковых клеток. Обычно она концентрируется как можно больше в зоне поражения, чтобы избежать повреждения здоровых клеток. Его можно использовать перед операцией для уменьшения размера солидной опухоли или иногда в качестве единственной терапии, если опухоль очень чувствительна к воздействию радиации. В последние годы использование интраоперационной лучевой терапии также получило широкое распространение для некоторых видов рака в особых обстоятельствах. Во время операции это позволяет концентрировать более высокую дозу облучения в том самом месте, где развилась опухоль, снижая риск рецидива.
В других случаях можно разместить постоянный источник излучения на обрабатываемой территории или вблизи нее. Затем мы говорим о брахитерапии (производной от греческого брахи, медленной), или внутренней радиотерапии. Брахитерапия может применяться отдельно или в сочетании с другими формами лечения.
В химиотерапии используются цитотоксичные препараты, которые токсичны для клеток, так как блокируют деление клеток при быстрой репликации, не проводя различия между здоровыми и больными клетками. Именно поэтому химиотерапия оказывает побочное воздействие на все быстро реплицирующиеся ткани, такие как слизистые оболочки, волосы и кровь.
Гормональная терапия изменяет баланс определенных гормонов в организме. В основном он используется для хранения в заливе так называемых гормоно-чувствительных опухолей, таких как рак груди и простаты, в которых эти вещества стимулируют деление клеток.
Биологические или молекулярные препараты-мишени — это вещества, которые могут «распознать» раковую клетку и способствовать ее разрушению иммунной системой. Это могут быть антитела, способные направить лекарство внутрь больной клетки, вызывая ее разрушение. Другие биологические препараты являются так называемыми киназовыми ингибиторами, которые мешают химическим мессенджерам, используемым клетками для роста и размножения.
Иммунотерапия состоит из лекарств, которые стимулируют иммунную систему против раковых клеток.
Рецидивы и метастазы
В некоторых случаях опухоль может вернуться даже после одного или нескольких циклов лечения. Рецидив происходит в том же самом месте, где болезнь впервые возникла, и обусловлен дремлющей (т.е. «отдыхающей») формой некоторых злокачественных клеток, которые сопротивлялись хирургическому вмешательству и радио- и химиотерапевтическому лечению. Когда болезнь повторяется в других частях тела, это либо метастазы, либо вторичные опухоли. Это потому, что некоторые раковые клетки распространились по телу.
Почему новое отношение, о котором говорят газеты, не применимо сразу?
Средства массовой информации всегда ищут новости о лекарстве от рака, так как эта болезнь поражает многих людей. Иногда пациенты приходят с надеждой, с газетной вырезкой от своего врача, который не отвечает на просьбы с таким же оптимизмом. Причина проста: газеты и телеканалы сообщают данные, которые часто относятся к очень ранним стадиям поиска новой терапии. Это означает, что доказательства эффективности многообещающи, но еще не достаточны, чтобы предложить терапию всем пациентам.
Кроме того, средства массовой информации часто не сообщают точно о разнице в пользе нового лечения и уже имеющихся, а также о степени и тяжести побочных эффектов. В целях предотвращения получения пациентами неадекватной терапии международные и национальные научные общества разрабатывают документы, называемые «руководящими принципами», которые содержат указания на наиболее научно обоснованные протоколы лечения.
Для разработки руководящих принципов группа экспертов собирается и изучает доказательства в пользу и против различных видов лечения, а также устанавливает своего рода протокол поведения, которому должны следовать врачи для лечения этого конкретного заболевания. Это способствует распространению терапии с доказанной эффективностью и хорошим балансом между риском и выгодой, а также определенному единообразию в способах лечения пациентов с раковыми заболеваниями с общими характеристиками в различных больничных центрах.