Детский аутизм: как распознать первые симптомы

Теоретически диагноз аутизма должен быть поставлен в течение первых трех лет жизни ребенка. Однако нет объективных исследований, способных определить, страдает ли наш ребенок от этого синдрома: диагноз, по сути, основывается на клинических данных, т.е. на наблюдении за поведением ребенка. Среди прочего, многие «типичные» развивающиеся дети имеют некоторые аутистические черты. По этой причине провести оценку очень сложно, поэтому очень важно проконсультироваться со специалистами. Читайте также «Аутизм: что это такое».

Что такое аутизм?

Аутизм является обобщенным нарушением развития генетического происхождения с сильным взаимодействием с окружающей средой. Это не болезнь в классическом смысле этого слова, потому что аутизм не поддается лечению. Однако его можно вылечить с помощью структурированных психолого-педагогических вмешательств, которые приводят к абилитации и улучшению качества жизни как детей, так и взрослых, страдающих аутизмом, а также их родителей или членов семьи. (Читайте также: детский аутизм, 10 вещей, которые нужно знать).

Каковы причины аутизма?

До 1980-х годов считалось, что аутизм — это проблема, вытекающая из психо-реляционных проблем: ответственными за это были знаменитые «холодильники» матерей, или мамы-анекдоты, которые не могли достаточно любить своих детей. За последние двадцать лет все это было дезавуировано также благодаря вмешательству родительских ассоциаций.

В настоящее время известно, что аутизм — это синдром генетического происхождения, который оказывает сильное влияние с точки зрения взаимодействия с окружающей средой.

В настоящее время обнаружено семь генов, связанных с аутизмом. И семь генов могут создать довольно широкий спектр этого заболевания. Однако очевидно, что генетики недостаточно для объяснения этого явления, в том числе и потому, что в генетике связь между генотипом и фенотипом является не причинно-следственной, а предрасположенностью. Это означает, что субъект может быть предрасположен к аутизму, но не развивать его, или быть плохо предрасположенным и подверженным его влиянию.

Каковы первые признаки и как их распознать?

При инструментальном обследовании невозможно распознать синдром аутиста, диагноз может быть поставлен только по клиническим данным, основанным на наблюдении за поведением ребенка. В «священных текстах» говорится, что диагноз должен быть поставлен в первые три года жизни. В принципе, необходимо учитывать три параметра: первый — неуловимый взгляд, который не может сосредоточиться на объектах, которые обычно наблюдаются; второй — повторяемость деятельности и игры, есть определенная жесткость и определенная рутина; наконец, третий аспект касается отсутствия словесного языка или его задержки.

Однако следует помнить, что все эти элементы могут встречаться и у типичных развивающихся детей. По этой причине лучше проконсультироваться со специалистом в данной области, чтобы избежать ошибок, которые могут иметь серьезные последствия для жизни ребенка.

Что делать, если вы заметили эти знаки в ребенке?

Когда ребенок маленький, понятно, что нужно обратиться к педиатру, а если есть подозрение на аутизм, отправьте его к специалистам в этой области, которые могут быть психологами или даже нейропсихиатрами. Диагностическая оценка должна быть сделана на клинической основе, а затем на основе наблюдения за их поведением.

Конечно, нет никаких инструментальных тестов: нет объективных тестов, таких как анализ крови или МРТ, которые могли бы сказать нам, что ребенок страдает аутизмом.

Дело в том, что чем быстрее мы вмешаемся, тем лучше. И тогда важно с самого начала привлекать родителей к лечению, потому что если правда, что от аутизма не излечишься, то правда и то, что в аутистических условиях можно дать ребенку возможность научиться всему тому, что необходимо для его жизни и быта, от одежды до стирки, даже познавательным навыкам.

Каковы наиболее эффективные вмешательства?

В принятых на международном уровне руководящих принципах, особенно в Шотландии, говорится о том, какие мероприятия работают лучше всего. Последнее относится к психологии обучения, т.е. структурированным, прогрессивным, иерархически организованным, последовательным и, прежде всего, единообразным психолого-педагогическим вмешательствам. Учить по одной вещи за раз и медленно. Это немного похоже на кормление дерева: если раз в неделю бросать на дерево водопад, оно умрет от жажды; если каждый день наливать каплю воды, то дерево вырастет и станет большим.

About the author